Субъект в профессиях типа «Человек — художественный образ»

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непос­редственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это может быть гравировка на стальном валу тканепечатной машины, вы­полненная по рисунку художника; это могут быть восста­новленные (отреставрированные) детали изображения на холсте старинного мастера, исчезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях); это может быть «одна тысяча первое» ис­полнение фортепьянного концерта П.И. Чайковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя; это может быть первое и единственное в своем роде скульптурное выраже­ние идеи торжества труда, знания.

Чтобы обозначенная выше задача могла быть решена, требуется много тонкой, кропотливой работы и над предме­том труда, и над собой. За видимыми исполнительно-дви­гательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незримые, но подчас сложные и разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, «реакцию» зритель­ного зала .. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности профессиона­ла.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как «свой», обретенный немалыми усилиями «багаж» очень разнообразных знаний — как научных, так и чисто практических. Это и всесторон­нее знание предметной области (мира красок, форм, зву­ков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества. Часто требуются мелкие точные, хорошо координиро­ванные, иногда — быстрые движения.

Работнику изобразительного искусства требуется разви­тое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слу­ховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер мысленно представляет себе такую сложную систему как личность изображаемого героя, чтобы не просто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие — нет (та­кого рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; всякий раз в этом надо конкретно разбираться).

Как правило, требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, важно мышление, не ограни­ченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть ус­воены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство, чувство кра­сивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитек­тура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт — уважительное отноше­ние к состоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бет­ховена исполнять как фокстрот… (технически это, конечно, достижимо, но недопустимо — «можно, но нель­зя» по соображениям того самого такта); точно так же нель­зя, например, подмалевывать на свой вкус утраченные

места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться духом и стилем соответствующей эпохи, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представите­лей профессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Важно заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость, самодисцип­лина — тоже важные признаки профессионала.

Часто говорят о явлении самовыражения художника. Де­ло в том, что факт самовыражения свойственен любому мало-мальски активному человеческому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гу­лить», «лепетать», а после и высказываться, создавая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток — во взаимоотношени­ях с окружающими и так далее. Так что не следует полагать, что самовыражение — непременный признак художест­венного склада психики. Часто идею самовыражения ис­пользуют, чтобы прикрыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим, — «отличиться». Каждому с определенного возра­ста (примерно дошкольного) свойственна потребность от­личиться от других. Она особенно обостряется в подростковом возрасте, а затем несколько умеривается в результате понимания того, что каждый человек в своем роде значителен. Все дело в том, что отличаться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисциплины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые предполагают всего лишь разнузданную истерическую де­монстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чув­ство подаренной людям красоты поддерживает взыскатель­ное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» — там впечат­ляюще выражены очень значительные идеи о всяком худо­жественном труде.

Особенности креативности представите­лей этого типа профессий, в том, что они новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хоро­шее, а изменить. Особенно ценится неповторимое, единст­венное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава — это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказываться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важны. Но широкие горизонты твор­чества раздвигаются перед человеком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совершенстве овладел на­выками и приемами кропотливого труда (скажем, музы­кант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения много­численными упражнениями, то есть когда ему не надо ду­мать, «попадет» ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента).

Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий в том, что надо уметь подчинять авторские ам­биции общим целям (например, художник-конструктор промышленной продукции работает в составе группы раз­работчиков — здесь и экономисты, и инженеры-конструк­торы, и, возможно, физиологи, психологи; ясно, что позиция капризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним соглашались, здесь просто бессмысленна). При всей творческости, нужна исполнительская четкость и са­модисциплина (не можешь очень хорошо, сделай, как смо­жешь, но в срок и т.п.). Усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного — важные добро­детели сколько угодно творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-двигатель­ному аппарату, немалые нервные нагрузки.