Проблемы развития творческой активности школьников

Творчество- высшая форма активности и самостоятельности человека. Творчество- «форма деятельности обучаемых, направленная на создание объективно и субъективно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта» (И.Я. Лернер).

Для творческого процесса необходимы объективные (социальные, материальные,) и субъективные (личностные) условия, при которых будет получен результат, обладающий оригинальностью, личной и социальной значимостью.

Творчество в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте- индивидуальном или общественном.

Соответственно и познавательная творческая деятельность учащегося есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта ( в индивидуальном опыте ученика- нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте).

Следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности являются: самостоятельность (полная или частичная);

Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели ( в полном или частичном объеме);

Создание в процессе движения к цели нового продукта ( в полном или частичном виде).

Степень полноты самостоятельности, поиска и создания продукта определяет уровни творчества- низкий, средний, высокий. Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец без воображения и эмоций.

Существуют два вида человеческой деятельности :

Воспроизводящий или репродуктивный (теснейшим образом связан с нашей памятью) – человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних воспоминаний (впечатлений).

Комбинирующая или творческая – создание новых образов или действий. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Велико значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,-все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении ( Выготский).

Творческое начало присутствует в каждодневной жизни всех людей. И все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу ( Выготский).

Творчество имеет разные уровни:

  • использование уже существующих знаний и расширение области их применения;
  • создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд на объект или область знаний.

Фазы творческого процесса:

Потребность в новой идее, выделение проблемы, отказ о первого, как бы напрашивающегося решения ради поиска каких-то других путей;

Переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждение, отход от внутреннего ограничения рамок возможных решений;

Свободные умозрительные рассуждения;

После постановки проблемы занятие новой, возможно, произвольной позиции, затем возвращение обратно и воссоздание. Критический анализ логического пути между новой позицией и отправной точкой;

Поиск распознавание и выбор нужной комбинации среди множества других возможных;

Многократные усилия по приближению решения, приходящего чаще всего внезапно; кристаллизация решения.

Признаки творческой личности:

  • способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;
  • умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
  • отказ от ориентации на авторитет;
  • способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.
  • Отказ от категоричных суждений, деления на белое и черное, готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Ученые выделяют след. уровни пед. творч-ва:

  1. уровень элементарного взаимодействия с классом (обратная связь, коррективы, действуют по «методичке»;
  2. уровень оптимизации на уроке, начиная с его планирования (умелый выбор и целесообразное сочетание уже известного);
  3. эвристический (использование творч. возм-тей живого общения с учениками);
  4. уровень личностно-самостоятельный ( основа – творченская индивидуальность, особенности личнности школьников, уровень обученности, развития класса).

Также следует отметит, что понятием творч-ва охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

Первый круг творч-ва касается создания новых , не существовавших ранее форм

Второй круг творч-ва направлен на изм-е , обновление, преобразование и совершенствование существующего.

И, наконец, третий круг творчества напрвлен на разрушение «старого мира» и построение на его месте нового.

Изменения, преобразования, соединения, за счет которых поисходит появление новых форм материи, существуют во всех видах и имеют одинаковые механизмы протекания. Важно усвоить, что побудителем к творч-ву является нестандартность стимула или сит-и, взаимодействие разных сил и присутсвие какого-либо катализатора.

Скаткин М.Н. предлагает след. рекомендации оптимальной организации образовательного процесса:

  • внедрение проблемно-эмоцианального изложения с учетом возрастных особенностей школьников;
  • оргаунизация творч. деят-ти уч-ся, стимулирующей разв-е творч. способностей, познавательной самостоятельности, творч. мышления;
  • ознакомление учащихся с методами научного познания с возбуждением интереса к самому процессу добывания учеными новых научных истин;
  • организация поисковой деятельности школьников, использование поисковой беседы;
  • создание и включение в учебный процесс дидактических игр;
  • использование произведений искусства, юмора для повышения эмоциональности обучения;
  • опора на положительные эмоции в обучении как побудителя и вдохновителя деят-ти уч-ся и т.д.

строить так процесс может учитель, обладающий ярким творч. потенциалом.

Творч. учитель – это профессионал, способный создавать в пед. процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей деятельности стереотипное, придающее процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость. Для тв. учителя характерно глубокое осмысление образовательного процесса, являющееся фундаментом тв. деят-ти.

Развитие тв. личности педегога реально начать с анализа качеств личности, являющихся составляющими креативности учителя ( чувтсво нового, информационный голод, тв. воображение, остроумие, оригинальность, интуицию, эмоциональныую возбудимость в тв. ситуациях и др.).

В завис-ти от этапа тв. деят- ти проявление каких-то кач-в личности становится доминирующим и интнгрирует все остальные.