Общая характеристика развития педагогической мысли в XX в России: Макаранко А.С., Сухомлинский В.А.

Макаренко Антон Семенович.

Его пед. деятельность в колониях для малолетних правонарушителей началась в 20 гг в колонии им. А. М. Горького и в коммуне Ф. Э. Дзержинского.
Макаренко в пед. произведениях делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправления воспитанников как решающего фактора воспитательного воздействия на детей. Задача школы, по его мнению, в том, чтобы выпускать энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок, прежде всего с точки зрения интересов общества. Особое внимание уделял роли воспитателя в пед. процессе. Воспитатель должен иметь право на риск, свободу мировоззрения в сложных и непредсказуемых условиях пед. взаимодействия. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека, но наказание на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное возлействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказания делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Макаренко полагал, что труд, и прежде всего индустриальный, является важным, но не единственным средством воспитания.

Василий Александрович Сухомлинский – известный советский педагог, учитель-исследователь. По его мнению, цель воспитания в том, чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умственную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклонности и способности. При правильной постановке учебно-воспитательной работы в школе, считал он, учащиеся получают всестороннее развитие, формируются их взгляды, убеждения, определяется их отношение к окружающему миру, характер их деятельности. В практике работы Павлышской школы сложилось правило: ничего не заучивать не поняв, не осмыслив, ученики должны овладеть знаниями в процессе активного труда, осознавая, переживая результаты своих усилий. Для предотвращения нравственных пороков, лени, безделья, нежелания некоторых учеников овладевать знаниями он советовал строить учебный процесс при максимальном напряжении индивидуальных усилий. Для этого использовать такие формы работы, как подготовка докладов, лекций, выступление с ними перед взрослыми.

Сухомлинский говорил о том, что этические беседы классный руководитель может тогда, когда он хорошо знает своих учеников, умело использует конкретные факты из жизни класса. Большое место в нравственном воспитании он отводил книге. Чтобы выработать у учеников потребность в чтении, в Павлышской школе была проведена большая работа и немалое значение имела творческая работа учителей. На заседании предметной комиссии было установлено, что ученики читают не все худ произведения, поэтому был введен «час внеклассного чтения». В эти часы проводились беседы учителей с учениками о книгах. Сухомлинский часто посещал их, читал лучшие произведения. Постепенно у учеников воспитывалась любовь к книге. Своими мыслями о прочитанном ученики стали делиться на читательских конференциях во время «часа внеклассного чтения», организовали специальный стенд «мои мысли о прочитанной книге», где помещали аннотации.

Сухомлинский проводил лекции ученикам на моральные, общественно-политические, литературные темы. Основная цель их заключалась в том, чтобы расширять кругозор школьников, развивать интерес к овладению знаниями. Большое внимание уделял работе кружков, которые являются важным средством воспитания коллективизма, товарищества, инициативы, пробуждает интерес к изучению предметов.